27.07.2011 00:00
Новости.
Просмотров всего: 2533; сегодня: 1.

Улучшение условий привлечения капитала для эмитентов облигаций возможно!

Корпоративные облигации способны приносить инвесторам привлекательный доход в течение длительного времени – по крайней мере, в экономической теории – и заслуженно привлекают внимание долгосрочных держателей. В настоящее время российский рынок облигаций довольно широк как по количеству эмитентов, так и по их отраслевому разнообразию. Однако рынок остается довольно «закрытым» с точки зрения доступности подробной информации об эмитентах. Потенциальным кредиторам приходится тратить значительное время на поиск и проверку информации об инвестиционной привлекательности той или иной компании. И все же, несмотря на большую работу по анализу эмитентов, риск потерять вложения остается весьма значительным.

Естественно, что большинство грамотных руководителей знают об этой проблеме и пытаются найти собственные решения, вплоть до спамерской рассылки информации, подлежащей обязательному раскрытию. Однако знать о проблеме и грамотно ее решить – разные вещи. Особенно когда необходимо, как говорится, «посмотреть на себя со стороны». Ведь большинство компаний интуитивно понимают, в чем заключается основное недовольство рынка в отношении их бизнеса и ценных бумаг. Но даже просто вычленить проблему, как правило, удается далеко не всем. Не говоря уже об её решении.

Казалось бы, если компания воспринимается рынками положительно и уже достаточно давно работает на рынке в нормальном режиме, то острых проблем с размещением быть не должно. Тема очередного привлечения средств должна по мере возникновения решаться компанией в устоявшемся порядке, практически рутинным образом. Однако российские реалии таковы, что у эмитентов нет никаких гарантий постоянного доступа к средствам долговых инвесторов.

Очередные размещения далеко не всегда происходят «гладко» и в запланированные сроки, дюрацию привлеченных средств не всегда удается увеличивать, а ставки заимствований – снижать, в то время как жесткость требований (ковенантов) не ослабевает. И наработанная, казалось бы, предыдущая публичная кредитная история может мало помогать в снятии настороженности инвесторов, характерной больше для дебютных размещений.

Компании, для которых важна возможность систематических размещений, должны ежедневно работать над поддержанием бизнеса в «продаваемом виде»: вовремя публиковать финансовую отчетность, освещать значимые события (собственные и отраслевые), постоянно расширять пул целевых инвесторов. Очень важна в этом контексте работа по поддержанию/улучшению уровня своего кредитного рейтинга. К сожалению, приходится констатировать, что большинство российских компаний не смогли решить эту задачу.

В борьбе за внимание инвесторов необходима инновационность. Категорически не достаточно отделываться формальным регулятивным раскрытием. Инвесторы уже не готовы продираться через дежурные фразы «ежеквартальников» и меморандумов в поисках вкраплений сущностной информации. Косная «информационная политика» не способна преодолевать стереотипы рынка об уровне реальной кредитоспособности и финансовой надежности эмитента. При этом эмитент лишается возможности влиять на свое внешнее восприятие, со стороны потенциальных инвесторов. Во-первых, далеко не всякая информация интересна инвесторам. Во-вторых, информацию необходимо убедительно преподнести, чтобы не отпугнуть рынок излишне «сладкими» или навязчивыми обещаниями. И, наконец, в-третьих, очень полезно иметь собственную наработанную базу инвесторов, потенциально готовых вкладываться в бумаги эмитента.

- Существуют типовые вопросы, ответив на которые, можно легко оценить инвестиционную привлекательность компании и её инструментов, - объясняет генеральный директор «Интерфакс Бизнес Сервис» Станислав Мартюшев - В первую очередь потенциального инвестора интересует, соответствует ли текущая/предлагаемая доходность бумаг реальной кредитоспособности эмитента. При этом он будет сравнивать компанию с эмитентами-аналогами, выяснять конкретные доводы «за» и «против». Далее важно восприятие реальной открытости компании: достаточно ли информации о деятельности эмитента, насколько эмитент готов выходить за минимально-ненаказуемые рамки обязательного раскрытия? Можно ли почерпнуть из предложенного информационного нагромождения что-то действительно ценное о реальном состоянии дел в компании? Обязательно оцениваются качество менеджмента и перспективы развития компании в целом. Часто в качестве вывода выступает ответ на вопрос: «Если завтра размещение, стал бы я покупать бумаги этого эмитента или нет? И если да, то с какой доходностью мне было бы комфортно войти в бумагу - выше или ниже текущего рынка / предложения организаторов?»

Внутренняя работа в компании – это, прежде всего, работа над собственной финансовой конкурентоспособностью с тем, чтобы каждое следующее размещение происходило на более благоприятных условиях, чем у конкурентов. И только в таком случае можно вести речь об устойчивой бизнес-модели компании, считает Станислав Мартюшев.

Объективный результат успешности работы с рынком и инвесторами – размер и динамика ставок. Если компании регулярно удается привлекать финансирование в свои проекты даже на 0,25% дешевле, чем конкурентам, это означает более высокую степень доверия инвесторов и как следствие – потенциально более высокую рентабельность бизнеса. Уже на среднесрочном горизонте качество работы над собственной финансовой конкурентоспособностью расставляет компании-аналоги на очень разные позиции в отрасли в плане готовности рынка финансировать дальнейшие потребности их бизнеса.

Развивать собственную базу инвесторов, периодически информировать рынок о динамике бизнеса качественной аналитикой, поддерживая и наращивая потенциальный спрос на бумаги под каждое следующее размещение - это и есть «внутренняя работа» компании. И грамотное ее исполнение позволяет оказывать влияние на уровень кредитного рейтинга, на выводы рейтинговых аналитиков, на итоговый рейтинговый отчет и – в конечном счёте – на размер процентной ставки и готовность рынка финансировать компанию. Это позволяет наладить работу с долговыми инвесторами в режиме “in-house”, ослабить зависимость от финансовых посредников, а значит, и снизить их комиссионные. И, самое важное, сделать так, чтобы очередные размещения стали для компании не выдающимся, а конвейерным событием.

Для решения этих и многих других задач «Интерфакс Бизнес Сервис» предлагает комплекс услуг эмитентам и их инвестбанкам:

- подбор адресных инвесторов и кредиторов:

* инвесторов в капитал - например, фонды прямых инвестиций, институциональных инвесторов для IPO и частных размещений,

* кредиторов - российские и иностранные банки,

- участие в выработке инвестиционной идеи компании, её «обкатке» на дружественных участниках финансового рынка;

- подготовка инвестиционной документации и новых, неизбитых форматов раскрытия, наполнение сайта компании материалами, ориентированными на привлечение инвесторов;

- проведение тренингов для менеджмента и персонала, взаимодействующего с инвесторами;

- предоставление статистической и аналитической информации: опрос участников рынка, подбор предстоящих конференций по заданной тематике в мировом масштабе, анализ инвестиционного позиционирования бумаг эмитента;

- консалтинг для первоначального получения/повышения кредитных рейтингов (Rating Advisory);

- полное сопровождение инвестиционных проектов до получения инвестиций.


Ньюсмейкер: Интерфакс Бизнес Сервис — 24 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...