11.11.2007 19:15
Новости.
Просмотров всего: 2917; сегодня: 1.

Пермский край: стоматологический рынок насыщен до предела

Стоматологический рынок в Перми насыщен до предела. Единственная свободная ниша на нем — стоматология эконом-класса. Однако новые игроки тяготеют к наиболее массовому бизнес-классу.

Пермский рынок стоматологических услуг эксперты считают предельно насыщенным. На рынке царит настолько жесткая конкуренция, что и старым и новым игрокам на нем приходится трудно. При этом рентабельность бизнеса довольно низкая — всего 10% чистой прибыли. А окупаемость крупных вложений в этом бизнесе довольно медленная — 5–10 лет. Тем не менее стоматологический рынок ежегодно обновляется на 5% за счет новых операторов.

Игроков рынка стоматологии традиционно подразделяют на два основных вида: государственные и частные стоматологии. Причем, по мнению руководителя экспертно-аналитического отдела ООО «Пермский аналитический центр» Ирины Трубиновой, наиболее крупными игроками следует считать именно государственные клиники, которые предоставляют населению весь комплекс услуг. Среди частных же стоматологических центров наиболее крупными и известными игроками рынка эксперт называет «Медлайф», «Юнит» и «Чароит». Те же клиники упоминают и другие эксперты, в частности заместитель главного врача городской стоматологической поликлиники № 5 Евгений Сулимов. По его мнению, именно эти клиники предоставляют в городе услуги, которые по ценовой политике и уровню сервиса можно определить как класс люкс.

Вообще же, считает Евгений Сулимов, большая часть пермских стоматологических кабинетов относится к бизнес-классу (стоимость лечения неосложненного кариеса с использованием светокомпозитной пломбы в таких клиниках составляет от 800 до 1100 рублей). И именно в этом сегменте рынка существует наиболее жесткая конкуренция.

Эконом-класс в Перми представлен в основном муниципальными клиниками, в том числе их платными отделениями, в которых цены на услуги, как правило, значительно ниже, чем в частных стоматологиях.

По мнению Евгения Сулимова, спрос и предложение в пермской стоматологии образуют «ножницы»: с одной стороны, пермяки остро нуждаются в лечении, с другой — в Перми открыто неимоверное количество стоматологий. Только в Свердловском районе около 80 лицензированных кабинетов. Однако, несмотря на пропорциональное соотношение спроса и предложения, между игроками рынка разворачивается очень жесткая конкуренция. И далеко не все нуждающиеся в лечении идут в клиники и получают эти услуги. Причина, по словам эксперта, в том, что, во-первых, большинство пермяков не привыкли заботиться о своем здоровье, во-вторых, цена услуг, предлагаемых большинством клиник, не устраивает потребителей.

В частной стоматологии «Эстетик-дент» заявили, что их цены средние по городу. При этом светокомпозитная пломба стоит от 700 рублей, лечение пульпита — от 1500 до 4 тысяч, протезирование — 2700 рублей за коронку из металлокерамики.

В клиниках, позиционирующих себя как предоставляющие услуги класса люкс, стоимость лечения кариеса колеблется от 1500 до 2000 рублей («Медлайф» — 1500–1800, «Чароит» — 2000, «Астра-мед» — 2000). Стоимость установки металлокерамических коронок колеблется в них от 4,5 до 8 тысяч рублей в зависимости от того, будет ли это стандартная коронка или индивидуальная работа.

Популярная среди молодежи услуга — установка стразов — стоит в большинстве клиник бизнес- и люкс-класса 1000-1500 рублей. При этом предлагается установка стразов на золоте, а также бриллиантов (около 5000 рублей).

По словам Евгения Сулимова, наиболее распространенной и востребованной стоматологической услугой является лечение кариеса. Директор клиники «Астра-мед», позиционирующей себя как клиника VIP-класса, Ирина Кузнецова сообщает, что довольно популярны среди населения установка металлокерамических коронок, а также активно рекламируемое отбеливание зубов. Востребована в Перми и установка имплантантов. В городе эту услугу оказывают всего несколько клиник. Стоимость российского импланта — 11–12,5 тыс. рублей, импортного — порядка 25–30 тысяч рублей.

Для сравнения: в Москве только услуги хирурга, ставящего имплантанты, стоят 30–35 тыс. рублей, а стоимость лечения кариеса в скромной клинике на окраине — 3 тыс. рублей.

Спрос на услуги стоматологов зависит от пола, заявляет Евгений Сулимов (его мнение подтверждает и директор стоматологии «Леди» Диляра Гайнутдинова), женщины значительно активнее мужчин. Евгений Сулимов называет такую цифру: 65 % клиентов стоматологов — женщины.

Другой способ структурирования потребителей — это способы оплаты оказанных услуг. Александр Фомин, заместитель главного врача по экономике стоматологической поликлиники № 5, делит клиентов на четыре категории: производящие оплату за наличный расчет, по страховым полисам добровольного медицинского страхования, по договору через предприятие, по полисам ОМС. При этом по численности преобладает тот сегмент потребителей, который обращается по полисам ОMС. Однако доход от этого сегмента клиники получают минимальный — всего 15% от общего объема. 65–70% дохода поступает от клиентов, расплачивающихся наличными. При этом доля их в общем количестве посещений небольшая — всего 20%, сообщает Евгений Сулимов.

Среди основных тенденций рынка Ирина Кузнецова выделяет тягу VIP-операторов к укрупнению площади: «Игроки сегмента «люкс» сегодня предпочитают хорошо вложиться, но открыть такую стоматологию, в которой будет предоставляться весь спектр услуг. Клиники и пациенты стремятся к единому центру, где было бы все: от диагностики и хирургии до физиопроцедур, где можно оперативно сделать рентгеновский снимок, а не ехать за ним на другой конец города». По словам Ирины Кузнецовой, требования VIP-уровня предполагают возможность свободного доступа в клинику в течение двух часов после обращения клиента, расположение в тихом центре. Площадь клиники такого уровня рассчитывается по принципу 20 кв. м на клиента (больше одного клиента в кабинете приниматься не должно). Обязательные требования — высокий уровень подготовки персонала и элитное оборудование. Открытие стоматологии такого класса предполагает огромные вложения. Так, по словам Ирины Кузнецовой, первоначальные инвестиции в клинику такого рода могут составить 2–4 млн евро. Однако, отмечает г-жа Кузнецова, подобные проекты носят очень долгосрочный характер. Если окупаемость маленького кабинета может быть быстрой, то большие вложения окупаются не скоро, через 5–10 лет.

Евгений Сулимов называет такие цифры: по его мнению, чтобы открыть стоматологический кабинет эконом-класса, нужно 600–800 тыс. рублей на одно кресло, на открытие кабинета бизнес-класса понадобится от одного до 1,5 млн на одно кресло, клиники люкс-класса — от полутора млн рублей на одно кресло и больше.

Несмотря на жесткую конкуренцию и достаточно высокую капиталоемкость бизнеса, Евгений Сулимов оценивает его рентабельность: «Рентабельность бизнеса составляет в среднем 10%. Это немного, однако и неприбыльной стоматологию назвать нельзя. При этом ежегодно на стоматологическом рынке закрываются 5% предприятий и столько же образуется вновь». По мнению эксперта, чтобы получать доход в этом бизнесе, необходимо правильно выбрать место для клиники — с большой проходимостью, исключить районы с низким уровнем доходов населения. По мнению Ирины Кузнецовой, «бизнес не может быть рентабельным, если вы будете арендовать площади».

По словам Сулимова, наиболее инвестиционно привлекателен сегодня люкс-класс. При этом позволить себе обслуживание в подобных клиниках могут лишь 10% населения. 75–80% граждан услуги люкс- и бизнес-класса недоступны. По мнению эксперта, в Перми не занята ниша эконом-класса. «В муниципальных клиниках можно поставить светокомпозит за 300–400 рублей. Но при этом придется переждать очередь из пяти человек», — рассказывает г-н Сулимов. Однако, по мнению эксперта, вряд ли кто-либо займет эту нишу без поддержки государства. Дело в том, что клиника эконом-класса — довольно затратное предприятие, а прибыль от него будет очень мала.

Среди трудностей и рисков, подстерегающих участников рынка стоматологии, эксперты выделяют тот факт, что эта отрасль находится на пересечении медицины и бизнеса. Так, по мнению Ирины Кузнецовой, главный риск заключается в том, чтобы не навредить пациенту. Что касается экономических сложностей, то, по словам Евгения Сулимова, дополнительные проблемы добросовестным операторам стоматологического рынка создает тот факт, что многие его участники вообще не имеют лицензии. По оценке Евгения Сулимова, количество нелегальных кабинетов довольно велико — 20–30%. Нелегалы находятся в заведомо более выигрышном положении, так как не платят налоги и создают сильную конкуренцию лицензированным стоматологам. Главный же риск, по мнению большинства экспертов, заключается в том, что рынок очень насыщен и соответственно барьеры для входа новичков очень высоки.

Согласно исследованиям Западно-Уральского информационного центра, проводимым среди россиян с достатком выше среднего, большинство из них пользуются услугами только частных стоматологических клиник (61,5%). Треть мотивирует свой выбор тем, что эти медицинские учреждения предоставляют более качественные медицинские услуги. Примерно 12% опрошенных отметили, что такой выбор позволяет экономить время, гарантирует высокое качество обслуживания и часто обусловлен тем, что в клиниках работают родственники, знакомые.

Каждый пятый респондент в год тратит на стоматологические услуги от 3000 до 5 000 рублей, еще 18% опрошенных оценивают свои затраты на лечение зубов в пределах от 1000 до 2000 рублей, и еще 18% расходуют свыше 5 000 рублей.

По материалам газеты "Business Class" (http://www.business-class.su/)


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...