12.01.2009 00:00
Новости.
Просмотров всего: 2293; сегодня: 1.

Уличная торговля становится серьезным конкурентом для дискаунтеров

Богатый на новости декабрь 2008 года обозначил несколько ключевых тенденций в секторе розничной торговли. Похоже, что наступивший год может вернуть российских ритейлеров назад в 90-е, когда торговым сетям приходилось конкурировать не столько друг с другом, сколько с мелкими «частниками» - продавцами на сельскохозяйственных и оптово-розничных рынках. По крайней мере, именно такой задел на будущее обозначили в СМИ представители местной власти в нескольких регионах.

Проанализировав декабрьские публикации в центральной и региональной печатной прессе, где так или иначе затрагиваются интересы сектора розничной торговли, эксперты агентства «Контент-Медиа» пришли к выводу, что в ближайшее время в этой отрасли экономики намечаются две любопытные тенденции. Первая из них - нарастающий интерес региональных властей к развитию уличной и рыночной торговли, а вторая – активизация процессов по созданию социальных магазинов. Именно эти темы в прошедшем месяце нашли отражение в наибольшем количестве публикаций.

В частности, вологодская пресса активно писала о том, что «в Череповце впервые были проведены сразу две продуктовые ярмарки. Средняя разница на продукты в ярмарочных ценах и в средних розничных ценах составила 20,7%». Аналогичный посыл усматривается и в намерениях челябинских чиновников. По данным СМИ, в документе «Об антикризисных мерах в Челябинской области» и задачах на предстоящий период» указано, что отныне властям «необходимо содействовать организации и проведению сельскохозяйственных ярмарок («выходного дня», «тематических») и выделению на льготных условиях торговых мест на розничных рынках». Похожая ситуация складывается и в Орловской области. Как пишет местная пресса, «в условиях кризиса мэрия Орла делает ставки на развитие нестационарной мелкорозничной торговли в спальных районах города. Нестационарная мелкорозничная торговля сегодня видится чиновникам как ниша для создания малого бизнеса теми, кто в силу процесса сокращения количества рабочих мест, будет вынужден искать новые пути материального обеспечения своих семей».

Что же касается социальных магазинов, то, к примеру, «за три последних месяца количество социально-ориентированных отделов в Ангарске увеличилось более чем в два раза». В Ивановской области также «в следующем году заработают социальные магазины. Цены в них будут ниже, чем в иных магазинах на 10-15%».

Отдельно хотелось бы отметить серию материалов о ситуации в Санкт-Петербурге, где местные власти попытались вмешаться во взаимоотношения продавцов и потребителей. «В Санкт-Петербурге в отношения между ритейлерами и поставщиками хотят вмешаться чиновники. Смольный рекомендует торговым сетям расплачиваться с производителями продуктов первой необходимости в течение месяца. Из-за недостатка средств в период кризиса сети, по его словам, увеличили сроки расчета с поставщиками с 35-40 дней до 60-75 дней». Любопытно, что этот эпизод вызвал острейшую реакцию самых разных изданий, особенно интернет-СМИ, которые не только сами писали материалы на эту тему, но и активно перепечатывали уже опубликованные статьи других источников.

По мнению аналитиков агентства «Контент-Медиа», можно предположить, что уже в ближайшем будущем эти тенденции могут проявиться в ритейле более отчетливо. Развитие рыночной торговли и увеличение доли социальных магазинов прежде всего бьет по магазинам-дискаунтерам, традиционно ориентированным на реализацию бюджетных товаров и активно работающим с льготными категориями покупателей. Традиционно в этом сегменте продовольственного ритейла конкуренция чувствуется особенно остро. Теперь же число «раздражающих факторов», усложняющих выживание дискаунтеров в и без того тяжелых условиях нынешнего кризиса, рискует заметно увеличиться.

Однако с точки зрения PR-позиционирования и продвижения у существующих магазинов и торговых сетей есть серьезное преимущество. Сельскохозяйственные ярмарки и рынки, в последнее время все чаще упоминаются в СМИ в связи с установленными фактами реализации некачественной продукции. Кроме того, несмотря на отдельные эпизодические ситуации, в целом в потребительской среде пока еще сильна убежденность, что в традиционных магазинах, особенно в крупных сетях, процесс контроля за качеством товара отлажен гораздо более четко. Также в течение ближайших месяцев вряд ли стоит ждать резкого отказа покупателей от своих докризисных привычек делать все покупки в удобном торговом зале в пользу беготни по рынку от палатки с хлебом до палатки с мясом или молоком. Грамотно разыгранные в PR-плоскости и усиленные публикациями в СМИ, эти козыри способны помочь дискаунтерам выиграть намечающуюся конкурентную борьбу.

Если говорить в целом о настроениях, которыми сопровождаются публикации в СМИ, посвященные продовольственному ритейлу, то, разумеется, в декабре в подавляющем большинстве статей превалировали тревожные нотки. В этой связи стоит обратить внимание на все увеличивающееся количество публикаций, посвященных ухудшению экономического положения предприятий розничной торговли и ожиданию снижения уровня жизни. «Уходящий год станет последним для нынешнего потребительского бума в РФ, считают аналитики. Новый 2009 год заставит россиян учиться жить по-новому, жить проще и вспоминать былое как отрывки нереального сна», – такое ожидание формирует российская пресса. Уже к середине декабря СМИ начали конкретизировать данную тенденцию. По их наблюдениям, «в первую очередь люди начали экономить на излишествах; дорогом алкоголе, колбасах, сырах». Деловая пресса стала уделять больше внимания рынку слияний и поглощений: «Следующий год может стать годом слияний и поглощений и, как следствие, консолидации на рынке ритейла».

Конечно, такой пессимизм крайне отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности рассматриваемой отрасли. Образ полумертвого игрока, падающего одной из первых жертв мировых финансовых потрясений, который, благодаря СМИ, все чаще стал ассоциироваться именно с продуктовым ритейлом, идет на руку и тем компаниям, которые еще не отчаялись привлечь на рынке заемные средства или заключить контракт с новым партнером. На наш взгляд, постепенное исправление этой ситуации зависит не только от объективной реальности, но и от самих игроков, которые могли бы заметно «разбавить» это мрачное информационное поле собственными информационными поводами, связанными с позитивными аспектами деятельности своих компаний.

Компании-ритейлеры, которые, по мнению аналитиков «Контент-Медиа», внесли наибольший вклад в формирование позитивных настроений

Компания Тема

«Дикси» Компания в январе-сентябре увеличила чистую прибыль по МСФО в три раза.

«Дикси» Выручка группы компаний «Дикси» за 11 месяцев увеличилась на 40%.

«Окей» Сеть гипермаркетов «Окей» в декабре открывает первый магазин в Нижнем Новгороде.

X5 Retail Group Компания планирует в 2009 г. капвложения в размере не более 500 млн. долларов

X5 Retail Group Компания объявляет о сокращении отсрочки платежей поставщикам отечественной сельхозпродукции.

X5 Retail Group Компания получила опцион на покупку 100% аптечной сети А5 в середине 2011 г. Аптеки A5 будут открываться на площадях продуктовых магазинов.

X5 Retail Group Компания договаривается об аренде помещений закрывшейся сети «Смак»: два магазина уже заняли «Перекрестки-экспресс».

«Лента» Оборот сети гипермаркетов «Лента» по итогам 11 месяцев составил 44 млрд. руб.


Ньюсмейкер: Агентство Контент-Медиа — 6 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...