Финансовый кризис заставляет потребителей отказываться от покупки премиальных продуктов питания и запасаться продуктами так называемой «первой необходимости», в число которых входит и подсолнечное масло. Сколько готовы россияне потратить на приобретение этого продукта в наступившем году?
В структуре расходов жителей России затраты на продукты питания занимают менее 30%. Вплоть до кризисного октября 2008 года этот показатель ежегодно сокращался – с 36% в 2004 году до 28,4% в 2007.
Среди всех продуктов питания наибольшие расходы у жителей России на протяжении трех лет приходились на колбасные и сосисочные изделия. Эти затраты ежегодно увеличивались в среднем на 22,2%. Второе место уверенно держалось за овощами. По итогам 2007 года жители России затратили на них в совокупности свыше 185 млрд руб.
В структуре расходов домохозяйств на приобретение продуктов питания расходы на растительное масло составляют в среднем 2%, что в 2007 году соответствовало показателю 51,8 млрд руб.
В январе 2009 года агентство Symbol-Marketing (подразделение Symbol Communication Group) провело исследование «Анализ рынка растительного масла: емкость, расходы и потребление», по результатам которого было выявлено, что наиболее потребляемым видом растительного масла является подсолнечное: именно на него приходится около 80,2% продаж. Оливковое масло ввиду его высокой стоимости пользуется большей популярностью пока только в Москве. Так, если доля расходов жителей России на оливковое масло составляет лишь 8,4% от общих расходов домохозяйств на растительное масло, то в Москве аналогичный показатель достигает отметки 42,8%.
Вместе с тем некогда всем доступное и популярное у населения подсолнечное масло неоправданно подорожало. Рост цен в течение 2007-го составил свыше 52,6%. Не внушал оптимизма и 2008 год. Хотя рост цен уже не был таким высоким и держался на уровне 24%, стоимость литровой бутылки подсолнечного масла составляла в ноябре 2008 года более 75,6 руб.
Вступление кризиса в активную фазу, которая по прогнозам экспертов и аналитиков наступит в начале-середине II квартала 2009 года, станет катализатором смещения потребления в сторону недорогих продуктов питания, преимущественно первой необходимости, входящих в продуктовую корзину. Производители понимают, что иметь прежнюю сверхприбыль в наступившем году будет затруднительно и снижают уровень своей «маржи», планомерно сокращая стоимость 1 литра масла. Этому, в частности, способствует и снижение стоимости сырья. Более того, существенную конкуренцию им составляют сетевые ритейлеры, выставляя на полках продукты private label, цена которых ощутимо ниже. Следовательно, потребители могут ожидать, что в 2009 году высококалорийный продукт, имеющий большое значение в сбалансированном питании, будет в стоимостных границах 2006 года – на уровне 42–45 рублей.