05.02.2009 00:00
Новости.
Просмотров всего: 3699; сегодня: 1.

Аналитическая справка по ситуации на рынке экспресс-доставки в России

Рынок экспресс-доставки в России растет очень быстрыми темпами: на 30 – 40% в год. Это объясняется тем, что рынок еще не сложился и, соответственно, не прошел фазу интенсивного роста. Также на динамику влияет рост спроса со стороны физических лиц – именно этот сегмент тоже будет влиять на дальнейшее развитие рынка. Этому способствует развитие дистанционной торговли, интернет-торговли, крупных торговых сетей. Важно заметить, что здесь конкурентное преимущество у российских компаний – цены на их услуги значительно ниже, чем у «большой четверки». В то же время, как отмечают эксперты, уровень и качество оказываемых российскими перевозчиками услуг постепенно улучшаются и догоняют западных операторов.

Большая часть российского рынка сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Но ситуация постепенно меняется, так как востребованность экспресс-доставки в регионах увеличивается более быстрыми темпами, чем в двух столицах. По оценкам экспертов , в 2009 году рыночные доли между городами России будут распределены следующим образом: доля столицы будет уже около 47,8%, Санкт-Петербурга – 10,1%, других регионов – 42,2%.

По оценке экспертов, в 2007 году объем российского рынка экспресс-доставки составил 22,8 млрд. руб., что в три раза больше показателя 2003 года. Хотя единого мнения об объеме рынка не существует, эксперты единодушны в оценке динамики российского рынка экспресс-доставки - до 2008 года он рос на 30-40% в год. Для сравнения - в европейских странах экспресс-доставка – развитый бизнес, и рынок там растет гораздо медленнее – на 2-4% в год.

По прогнозу аналитиков, в 2008–2009 гг. темпы прироста не должны значительно измениться. Если прогнозы сбудутся, то объем рынка по завершении этого периода достигнет 41,8 млрд. руб., то есть за 2 года вырастет более чем в 1,8 раза.

По мнению специалистов, при оценке темпов роста рынка нужно учитывать, что рост объемов международной доставки составляет 20% в год, а внутрироссийской - 40% и выше.

Одной из сложностей оценки рынка является неточность в определении самого термина «экспресс-доставка» - смешивание этого понятия то с почтой, то с транспортно-экспедиторскими услугами, что ведет к отсутствию четкой законодательной базы, регулирующей деятельность игроков рынка. Например: если на оказание почтовых услуг, то есть доставку отправлений весом до 31,5 кг, требуется лицензия Минсвязи РФ (а получение всяких разрешительных документов в нашей стране традиционно дело очень непростое), то на перевозку грузов такой лицензии не нужно. Это позволяет коммерческим операторам самостоятельно решать, работать ли им на основании лицензии или – обходиться без нее.

Что касается итогов 2008 года, то в большей степени все прогнозы, сделанные экспертами, сбылись. Ярко выраженного спада спроса на услуги не было. По оценкам специалистов Сити Экспресс, последние месяцы года наметился некоторый спад активности клиентов, но он не приобрел устрашающих размеров и, если обороты и были немного меньше ожидаемых, то все равно выше 2007 года.

По долям рынка, которые занимают основные игроки, есть данные за 2007 год. По объему отправлений в денежном выражении продолжают лидировать компании большой четверки, хотя по качеству и набору услуг многие российские компании не уступают западным. Также за последние несколько лет появилось большое количество маленьких курьерских компаний, оказывающих услуги в пределах одного города и области, возможно еще в один или два региона.

Так как данные в исследованиях, проводимых различными компаниями, сильно отличаются, то точные доли рынка в процентах привести очень сложно. Например, в последнем исследовании компании Экспресс-обзор приведены следующие данные: большая четверка занимает – 41%, крупные Российские компании - 34 %, другие компании 24%.

По ценам на услуги экспресс-доставки лидируют компании большой четверки. Самыми дорогими по всем видам и регионам остаются услуги DHL – они превышают цены российских операторов в 2-3 раза. У остальных компаний цены находятся примерно на одном уровне. Поэтому конкуренция идет по качеству услуг и скорости доставки.

Бизнес основных игроков в 1 половине 2009 будет развиваться, а их доли на рынке меняться. Хотя многие компании в период кризиса стараются экономить, пока это не носит массовый характер, и достаточно высокий спрос на услуги экспресс-доставки продолжает сохраняться.

Капитал для развития отрасли в 2009 году.

Иностранным компаниям в этом вопросе приходится легче, чем российским. Например, компания DHL собирается инвестировать в развитие своей сети в России значительную сумму, тогда как российские компании вынуждены развиваться на заемные деньги или же выбирать небольшие темпы развития, рассчитывая только на собственные средства.


Ньюсмейкер: City Express — 29 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...