3 сентября Михаил Мамута, омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере банковских услуг при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, вице-президент «ОПОРА РОССИИ», Президент НАУМИР выступил на круглом столе ИД «Комсомольская правда», на котором обсуждались вопросы повышения доступности кредитов для малого и среднего бизнеса в России, развития гарантийных фондов, налоговых каникул.
В обсуждении также приняли участие Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ; Александр Галушка, сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия»; Владимир Гамза, председатель Комитета по финансово - кредитному обеспечению бизнеса «Деловой России»; Николай Власенко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике; Владимир Киевский, вице-президент Ассоциации российских банков; Надежда Карисалова, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию частного предпринимательства, вице-президент ВТБ24; Анна Палагина, руководитель аппарата общественного уполномоченного по защите малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ; Павел Самиев, заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА»; Игорь Руденский, председатель комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству; Лариса Паутова, директор проектов Фонда «Общественное мнение», представители банков, предприниматели.
Участникам круглого стола были озвучены результаты опросов и исследований, показывающих какие, по мнению предпринимателей, существуют барьеры и сложности в их деятельности. Высокая процентная ставка по кредитам не входит в первую тройку проблемных вопросов. Михаил Мамута отметил, что «ОПОРА РОССИИ» в целом поддерживает позицию, что в текущих условиях процентная ставка не самый горящий вопрос на фоне проблем, связанных со страховыми взносами. Идею с налоговыми каникулами нужно продолжать развивать в приемлемых форматах. Общие условия для бизнеса должны быть лучше, чтобы у людей появилась возможность применить свою предпринимательскую активность и выходить на рынок.
Говоря о доступности кредитного ресурса, Михаил Мамута сделал акцент на государственной поддержке, очень важном и в некоторых случаях незаменимом ресурсе. «Две недели назад Россия заняла первое место по субрейтингу господдержки среди стран большой двадцатки. Это говорит о том, что по степени интенсивности, по разнообразию мер господдержки нам есть что показать. Но мы должны понимать, что меры господдержки на 100% не могут обеспечить предпринимателей так как хотелось бы самим предпринимателям. Господдержка всегда ограниченна и государство направляет ее на те целевые сегменты, где не хватает сил развиваться самостоятельно», - сказал Мамута.
Обсуждение коснулось общерыночных методов и потребностей малого бизнеса. Михаил Мамута подчеркнул, что потребности начинающего предпринимателя, микробизнеса, малого, среднего очень разные. Пытаться привести их к общему знаменателю не получится и это необходимо учитывать. Начинающему предпринимателю нужны дешевые доступные деньги на начало бизнеса. Это микрокредиты, которые выдают большинство фондов, созданных Минэкономразвития, по ставкам от 8% годовых более чем в 70-ти регионах. Это программы МСП Банка и Сбербанка, которые позволяют снизить ставку для конечного заемщика на уровень 13-15% годовых.
У микробизнеса потребности уже немного другие. Им также нужны микрокредиты, но для них существуют в банках «кредитные фабрики» - программы масштабного массового кредитования, где не требуются залоги. Вопрос проблемы залога возникает у предпринимателя, который стоит на стыке малого и среднего бизнеса, когда появляется необходимость в «длинных» деньгах, которые вкладываются в инфраструктурные проекты. На уровне системного решения по залогам помимо гарантийного фонда, была отмечена система регистрации залога движимого имущества, которая существует во многих зарубежных странах (БРИКС) и заработает в России с 2014 года. Это для предпринимателя также хороший и важный сигнал.
Требует развития идея с кредитными бюро. Сейчас хорошие малые предприятия зачастую попадают в «кредитное рабство». Информация о том как они обслуживают кредиты содержится только в том банке где их кредитуют на протяжении нескольких лет. И когда предприниматель хочет перейти в другой банк он там начинает с нуля, потому что информация закрыта. В БКИ аккумулируется информация по физическим лицам, есть необходимость вести кредитные отчеты и по юридическим лицам. Чтобы предприниматели могли в нормальных конкурентных условиях выбирать банк, а у банка был бы стимул за этого предпринимателя бороться.
«Есть еще одна возможность снижения стоимости фондирования для банков, но уже в масштабах всей экономики», - сказал Михаил Мамута: «Это более активная роль, связанная с предоставлением ресурсов банкам со стороны Банка России. В качестве обеспечения по таким кредитам могут выступать кредитные портфели самих банков, которые они сформировали. Сегодня залог финансирования идет по сделке РЕПО, т.е. под залог ценных бумаг, находящихся в ломбардном списке Банка России. Это хорошие дешевые деньги, но они короткие по своей природе, за их счет кредитовать практически невозможно. А если выдавать кредиты под кредитные портфели, выданные ранее малому бизнесу, то это деньги которые можно брать на год – два, даже на три года и за счет этого действительно есть возможность существенно повлиять на общерыночное снижение процентных ставок. И это первый шаг на пути создания механизма, который называется секьюритизация, когда более поздние кредиты обеспечены ранее выданными».
В завершение своего выступления Михаил Мамута подчеркнул, что никакого одного волшебного метода решения проблемы не существует. Мы находимся в сложной макроэкономической ситуации, и внешняя конъюнктура постоянно меняется. Поэтому мы должны делать ставку на стимулирование внутреннего спроса. Для этого необходимо чтобы наши ресурсы для предпринимателей по цене были сопоставимы с ресурсами наших коллег по региону. Сейчас они отличаются примерно в 2 – 2,5 раза. И, безусловно, необходимо работать таким образом, чтобы все принимаемые меры и самое главное общий деловой климат улучшался, риски снижались, и за счет этого у предпринимателей появлялись стимулы развиваться, а у потребителей появлялись деньги покупать их продукцию.