25.11.2015 15:10
Новости.
Просмотров всего: 6151; сегодня: 3.

UFS Investment Company: рынок пассажирских авиаперевозок в замешательстве

Буквально за последние несколько месяцев на авиаотрасль обрушилось просто какая-то небесная кара. На смену финансовым потрясениям пришла террористическая угроза, которая, согласно прогнозам, приведет к еще большим потерям прибыли перевозчиков.

Пассажиропоток держится на уровне

С учетом существующих рисков и угроз, исходящих от экстремистских организаций, Росавиация во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти разрабатывает комплекс мер безопасности, направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства в деятельность авиакомпаний и аэропортов как внутри страны, так и за ее пределами. Во всех аэропортах вводятся дополнительные меры безопасности. Отраслевые аналитики прогнозируют некоторое снижение спроса на перелеты. Однако представители российских аэропортов сообщают, что пока пассажиропоток держится на уровне прошлого года. Например, по результатам 9 месяцев 2015-го общее количество пассажиров, воспользовавшихся услугами аэропорта Храброво (Калининград), составило 1,2 млн человек, что на 6,03% выше показателей прошлого года.

«Снижения пассажиропотока не наблюдается. Есть общероссийская тенденция к увеличению авиаперевозок на внутренних рейсах и снижению пассажиропотока на международных направлениях», – пояснили в пресс-службе аэропорта.

Всего же, по данным Росавиации, за 9 месяцев текущего года российскими авиакомпаниями в международном сообщении было перевезено 32,3 млн человек, что на 13,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Во внутреннем сообщении услугами авиакомпаний воспользовались 41,2 млн человек, что на 16,1% выше прошлогоднего уровня.

Данная тенденция усилится с 1 декабря, так как «Аэрофлот» на своем сайте уже заявил о временной, до 27 марта 2016 года, приостановке полетов на курорты Египта. Он планирует поэтапное сокращение полетной программы и временную, до конца действия зимнего расписания, приостановку полетов. Другие авиакомпании отмечают, что в ноябре обычно происходит некоторое снижение активности пассажиров при перелетах как в международном, так и во внутреннем сообщении. Особенно это ощутили те, кто специализируется на внутрироссийских перевозках.

«Ситуация с пассажиропотоком полностью соответствует основным трендам рынка в ноябре. С одной стороны, сейчас так называемый низкий сезон, а с другой – резкое падение платежеспособности населения, связанное с обесцениванием национальной валюты и экономическим кризисом», – комментирует директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» Виктор Аношкин.

В ожидании поддержки

Сегодня авиакомпании вынуждены бороться с трудностями – подорожанием топлива, снижением покупательной способности и ростом издержек из-за колебания курса валют. Правительство обещало им помочь. Из бюджета уже выделено 1,5 млрд руб. на компенсацию затрат из-за прекращения полетов в Египет. Более того, Минтранс и авиаперевозчики предлагают вернуться к идее обнуления НДС на внутренних линиях. Еще одно предложение – увеличить в 1,5 раза размер компенсации акциза на авиатопливо.

«Если озвученные меры будут приняты, отрасль сможет в совокупности сэкономить более 100 млрд руб. в год, приблизительно треть из которых придется на «Аэрофлот», – считают аналитики UFS IC. – Это может позволить компании выйти на уверенно положительную прибыль по итогам года. Мы оцениваем инициативы положительно с точки зрения стоимости компании, однако пока рано говорить о том, насколько вероятно применение этих мер».

Однако некоторые эксперты сомневаются, что государство значительно поможет отрасли и авиакомпаниям. К тому же они отмечают, что важны не столько условия предоставления госгарантий, сколько условия кредитования: процентная ставка, срок и сумма.

Консолидация на рынке авиаперевозок

Сегодня на долю 10 крупнейших отечественных авиакомпаний приходится порядка 80% всех пассажирских перевозок и всего на 5 игроков – 82,2% поставок грузов и почты. И это притом, что в РФ в настоящее время работает 120 авиаперевозчиков. Росавиация в статистике отражает показатели деятельности лишь 35 крупнейших. Лидирующую позицию на рынке пассажирских авиаперевозок занимает группа «Аэрофлот». Уход одной из крупнейших авиакомпаний – «Трансаэро» – только усилит эту тенденцию. Существует вероятность, что «Аэрофлот» займет более 50% рынка. Впрочем, за рубежом, к примеру, Lufthansa и Air France имеют каждая более 60% рынка внутренних перевозок, испанская Iberia также держится примерно на этом уровне. Так что это довольно распространенная ситуация, когда в отрасли есть один доминирующий субъект.

Несмотря на существующие тенденции, на саммите АТЭС премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о необходимости сохранения конкуренции, сказал, что хотел бы видеть в России несколько альтернативных авиаперевозчиков.

По словам премьера, воздушные перевозки – это довольно специфический вид бизнеса и они сейчас переживают нелегкие времена из-за банкротства компании «Трансаэро» и проблем, связанных с терроризмом.

Пока же, по мнению участников рынка, сегодня происходит укрупнение и консолидация авиакомпаний. В последние годы в РФ шел активный процесс обновления парка, сопровождаемый вытеснением неэффективных игроков. Однако на фоне текущей экономической ситуации (снижение ВВП, увеличение издержек, нестабильность курса валют) может наблюдаться переизбыток провозных мощностей. По оценкам аналитиков, сейчас он составляет порядка 40%.

Доходы падают, расходы растут

«Снижение мировых цен на нефть повлекло за собой падение рубля и, как следствие, повышение стоимости топлива для российских авиакомпаний при заправке за границей, что сказывается на себестоимости перевозок. Помимо этого, ослабление рубля приводит к некоторому снижению покупательной способности населения и уменьшению спроса. Все это, в свою очередь, также негативно влияет на конкурентные позиции и стабильность российских авиакомпаний, особенно по сравнению с иностранными», – комментируют эксперты Объединенной авиастроительной корпорации.

По прогнозу аналитика Газпромбанка Михаила Ганелина, тарифы на авиаперевозки будут расти, что плохо для пассажиров, но хорошо для авиакомпаний, рентабельность которых может увеличиться. В 2016 и 2017 гг. «ВТБ Капитал» ожидает 10%-ной индексации тарифов в рублевом выражении. «Трансаэро» предлагало самые дешевые билеты по многим направлениям, вынуждая других перевозчиков работать в условиях весьма низкой окупаемости. Так, рентабельность по EBITDAR «Аэрофлота» в 2015 году ожидается на уровне 19% против среднего мирового значения в 25%», – рассуждает М. Ганелин.

В I полугодии 2015-го убытки крупнейших авиакомпаний превзошли все прогнозы рынка и самих перевозчиков. Какими они будут по итогам года?


Ньюсмейкер: UFS IC — 88 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...