По данным компании Cisco, в розничной торговле 85% цифрового потенциала остаются невостребованными
506 миллиардов долларов — такова цифровая выгода, которую индустрия розничной торговли может получить в ближайшие три года. В течение десяти лет эта цифра может вырасти до 2,8 триллионов долларов — именно столько составляет потенциальная цифровая выгода (Digital Value at Stake, VaS) ритейлеров. Под этим подразумевается размер финансовой прибыли/убытка, подсчитанный с учетом двух компонентов: 1) абсолютно новых источников доходов и экономии, появившихся в результате цифровых инвестиций и инноваций, и 2) перераспределения ценностей между игроками отраслей в результате изменения их цифровых возможностей.
Между тем, как показали результаты исследования Cisco A Roadmap to Digital Value in the Retail Industry, преданные огласке на прошедшем в Нью-Йорке ежегодном съезде Национальной федерации ритейлеров США, в 2015 г. розничная торговля реализовала лишь 15% своей потенциальной цифровой выгоды.
Очевидно, что цифровая революция несет с собой огромные возможности, но ритейлерам следует учитывать и сопутствующие риски. По данным исследования Глобального центра цифровых преобразований бизнеса (Global Center for Digital Business Transformation, DBT Center), созданного по совместной инициативе Cisco и Международного института управленческого развития (International Institute of Management Development, IMD), 47% топ-менеджеров в розничной торговле опасаются потери бизнеса в результате цифровой революции. При этом лишь 24% располагают планом цифровых преобразований.
В упомянутом исследовании DBT Center составлен рейтинг отраслей по близости к «цифровому водовороту» . Приведем основные данные этого рейтинга.
• Розничная торговля приближается к центру цифрового водоворота. Это одна из трех отраслей, наиболее подверженных действию цифровой революции.
• Почти половина ритейлеров находятся в зоне риска. 47% руководителей предприятий розничной торговли считают, что цифровая революция связана с высокими рисками. По данным исследования DBT Center, в ближайшую пятилетку исчезнут 4 из 10 крупнейших розничных компаний.
• Руководство не предпринимает превентивных мер по ликвидации рисков. Почти половина опрошенных руководителей в розничной торговле не видят рисков цифровой революции или не считают их достойными особого внимания. Только у 24% есть план и стремление перестроить бизнес, чтобы поддержать конкурентоспособность.
• Появятся новые ритейлеры. Основными источниками цифровой революции, по мнению ритейлеров, станут новые компании (стартапы). Почти 38% уверены в том, что эти стартапы возникнут в недрах самой отрасли.
Итак, заработав в 2015 г. лишь 15% потенциальной цифровой выгоды, ритейлеры недополучили больше денег, чем почти любая другая отрасль. По данным упомянутого исследования Cisco, ритейлер с оборотом 20 млрд долларов, полностью вставший на путь цифровой трансформации бизнеса, способен сэкономить 33 млн долларов ИТ-издержек в год и получить 823 млн долларов дополнительной годовой прибыли до налогообложения и уплаты процентов.
«Цифровая революция может опрокинуть существующие компании и переформатировать рынок быстрее любой другой исторической силы, — считает Шон Керби (Shaun Kirby), главный директор по технологиям в подразделении ускоренного прототипирования компании Cisco. — Вспомните, как в результате появления Apple и Android исчезли бренды «досмартфонной» эры. В ближайшие пять лет цифровая революция изменит облик розничной торговли. Те, кто не успеет цифровизовать свои услуги, превратятся из лидеров в аутсайдеров, а то и вообще исчезнут».
С чего начать? Крупнейшие возможности для овладения цифровым потенциалом розничной торговли
Прежде всего, на службу бизнесу следует поставить цифру. В исследовании Cisco приводятся 10 сценариев, которые в ближайшие годы смогут обеспечить максимальные объемы потенциальной цифровой выгоды в розничной торговле. Так, подключенные реклама и маркетинг способны дать 112 млрд долларов, а кибербезопасность — 68 млрд долларов потенциальной цифровой выгоды.
В своем исследовании Cisco рекомендует ритейлерам начинать цифровые преобразования с определения своего местоположения на цифровом пути. Затем следует разработка инвестиционного плана, включающего конкретные цифровые сценарии для достижения определенных бизнес-целей. Этот инвестиционный план должен помочь ритейлерам ликвидировать разрыв между необходимыми цифровыми возможностями и желаемыми бизнес-результатами.