12.02.2016 16:33
Новости.
Просмотров всего: 3208; сегодня: 1.

Рынок электронных сигарет – рост благодаря запретам

С середины 2014 года в России начали в полную силу действовать ограничения по курению табака, предусмотренные новым федеральным законом N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". “Антитабачный закон”, несмотря на критику хода его реализации на практике, уже создал значительные сложности как курильщикам, так и табачным компаниям. Объем внутреннего производства сигарет и папирос в России за 10 месяцев 2015 года снизился на 4% по отношению к аналогичному периоду 2014 года (спад по итогам полного 2014 года составил 9%). Объемы производства сигарет и папирос в стране регулярно уменьшаются на протяжении уже четырех последних лет.

Табачные компании также подтверждают официальную статистику, констатируя снижение объемов продаж в России в 2014-2015 годах. Однако, означает ли наметившееся на уровне 5-7% снижение потребления табачных изделий, что за год количество курильщиков стало меньше примерно на тот же процент? К сожалению, нет, свидетельством чего является бурно растущий в России рынок электронных сигарет, являющихся заменителем традиционных сигарет и папирос, и в большинстве своем, также содержащих никотин. Курильщики обычных сигарет, в лучшем случае, перестают потреблять табак и переходят в категорию “парильщиков” (как часто называют потребителей электронных сигарет). Либо продолжают курить обычные сигареты в меньшем объеме, частично замещая их потребление электронными, при этом все равно сохраняя зависимость от никотина.

Объемы и драйверы роста рынка

Согласно оценкам Директ ИНФО, совокупный объем продаж электронных сигарет в России в 2014 году превысил 110 млн. долларов США (4,3 млрд.рублей по среднегодовому курсу) в розничных ценах. По сравнению с 2013 годом объем рынка вырос очень значительно - более чем в два раза. По нашим оценкам в 2015-2017 годах рынок электронных сигарет ежегодно будет продолжать расти в среднем на 20% в год при условии, что государство не будет вводить ограничений по их потреблению, а запреты на потребление традиционного табака останутся в силе.

Эксперты, опрошенные Директ ИНФО в ходе исследования, отметили следующие факторы, способствующие такому значительному росту рынка электронных сигарет в России:

• Введение законодательных ограничений на потребление табака в общественных местах. Электронными сигаретами можно пользоваться даже там, где запрещено курение обычных сигарет. Воспользовавшись электронной сигаретой, курильщик не нарушая законодательство и не выходя на улицу, может удовлетворить свою тягу к никотину (находясь, например, в кафе и ресторане).

• Возросший интерес розничных сетей к электронным сигаретам, связанный с их потерями от введения в действие “Антитабачного закона”. Всего лишь год-полтора назад электронные сигареты продавались по большей части лишь в ларьках и палатках, торгующих традиционными сигаретами. Теперь их можно встретить в прикассовой зоне практически любого супермаркета наравне с жевательной резинкой или шоколадными батончиками.

По мнению экспертов существенным препятствием для развития рынка электронных сигарет в России, является отсутствие четкого законодательства по отношению к электронным сигаретам. В частности, до сих пор в России отсутствуют требования обязательной сертификации электронных сигарет. Законодательство не нормирует содержание в электронных сигаретах клея, припоя и тяжелых металлов, а также нет четких требований по составу жидкости в сигаретах, с точки зрения содержания пропиленгликоля или глицерина. Все это приводит к тому, что на рынке появляется много контрафактной продукции. Потребитель, попробовав некачественную продукцию, разочаровывается в ней и перестает покупать электронные сигареты вообще, что вредит рынку в целом.

Сравнение динамики сегментов одноразовых и многоразовых сигарет

Одноразовая электронная сигарета за 150-200 рублей вполне доступна потребителям по цене, да и для магазина одноразовый товар удобен тем, что занимает мало места и нет необходимости продавать к ним расходные материалы (которые должен бы был продавать магазин, если бы он продавал многоразовые электронные сигареты). Одноразовые сигареты являются хоть и самым крупным по объему продаж, однако, отнюдь не самым перспективным подсегментом на рынке электронных сигарет. Цена одноразовых электронных сигарет относительно мала, большую прибыль на их продажах получить сложно. Да и расти этот подсегмент будет медленнее рынка в целом. По темпам роста в ближайшие годы будет лидировать подсегмент ощутимо более дорогих многоразовых перезаправляемых сигарет и жидкостей к ним. Согласно прогнозам

Директ ИНФО, в 2015-2017 годах для этой категории продукции ожидается рост объемов продаж на уровне 50-60% в год.

Основной причиной быстрого роста подсегмента электронных сигарет с перезаправляемыми картриджами является то, что в расчете на затяжку их курение обходится дешевле, чем для одноразовых. Курильщики, попробовавшие одноразовые сигареты, в стремлении сэкономить, как правило, переходят на потребление перезаправляемых электронных сигарет. Кроме того, на рост продаж влияет и мода: молодежь в последнее время стремится выделиться не только смартфонами, но и другими новомодными гаджетами. К ним можно отнести и перезаправляемые электронные сигареты, которые выглядят «круче», чем их одноразовые аналоги.

В целом, по результатам проведенного Директ ИНФО исследования, можно сделать вывод о том, что российский рынок электронных сигарет является уже хорошо сформированным (эффект “низкого старта” пройден), находится в фазе активного роста и открывает хорошие перспективы как для компаний, которые уже присутствуют на рынке, так и для тех, кто на него только выходит или планирует выйти. Снизится или нет в России число тех, кто зависит от никотин-содержащих сигарет в традиционной или электронной форме, будет во многом определяться политикой государства как по отношению к табачным изделиям, так и к самим электронным сигаретам.

“Антитабачный закон” – основная цель достигнута, но лишь частично

Одним из важных вопросов, на который дало ответ проведенное исследование, стало влияние “антитабачного закона” на уменьшение числа курящих в России. Результаты исследования Директ ИНФО показывают, что значительная часть курильщиков под влиянием “антитабачного закона” всего лишь заменила (частично или полностью) никотин, вдыхаемый при сжигании табачного листа, на никотин, испаряемый в электронных сигаретах (более строго по терминологии Всемирной ассоциации здравоохранения эта продукция называется “электронные системы доставки никотина” - ЭСДН), но так и не смогла полностью избавиться от никотиновой зависимости. Основной группой потребителей электронных сигарет являются курильщики обычных сигарет, которые хотели бы с помощью электронных сигарет полностью отказаться от курения или снизить пагубное воздействие обычных сигарет на организм, выбирая условно менее вредное “парение”. Именно поэтому по результатам Директ ИНФО около 60-65% объемов рынка электронных сигарет приходится на популярные у обычных курильщиков табачные вкусы (Мальборо, Кэмел, Винстон и др.) испаряемых жидкостей:

Несмотря на то, что никотин-содержащая продукция занимает большую часть рынка электронных сигарет в России, полученные Директ ИНФО результаты внушают некоторую долю оптимизма хотя бы в отношении вреда, который причиняет никотин здоровью “парильщиков”. Исследование показало, что в России четко прослеживается европейский путь развития потребления, который характеризуется постепенным снижением содержания никотина в жидкостях электронных сигарет. Наблюдаемая в России тенденция полностью противоположна поведению американского рынка, на котором среднее содержание никотина в электронных сигаретах год от года растет. Снижению содержания никотина в сигаретах также способствует и то, что на современных электронных сигаретах устанавливаются более мощные батареи. За счет мощности батареи, можно получить аналогичный эффект “накуренности”, но при более низком содержании никотина в сигаретах.

О компании

Директ ИНФО – универсальная независимая исследовательская компания, работает на российском рынке с 1996 года. Среди основных наших услуг:

• Стратегические маркетинговые исследования рынков товаров и услуг России и стран СНГ

• Оперативный и ретроспективный мониторинг тендеров по любым товарам и услугам (включая изделия медицинского назначения)

• Детальный анализ статистики внешней торговли

• Информационная поддержка компаний, выходящих на рынок или разрабатывающих бизнес-план

• Конкурентный анализ, проверка благонадежности деловых партнеров

• Разработка баз данных потенциальных партнеров или клиентов

• Предоставление другой маркетинговой информации по рынкам товаров и услуг в Российской Федерации и за ее пределами.

За годы были успешно осуществлены исследовательские проекты и маркетинговые исследования для более чем 600 ведущих российских и международных компаний. Мы выделяемся из общей массы исследовательских агентств уникальным набором ресурсов, развитой и проверенной методологией, опытом и безупречной репутацией, сформировавшимися почти за 20 лет существования компании.

Если у Вас возникли вопросы по данному обзору, появилась необходимость получить комментарии или нужна какая-либо другая дополнительная информация по рынку электронных или традиционных сигарет, а также возникла потребность в проведении маркетинговых исследований, Вы можете связаться с нами.

Примечание: Директ ИНФО прилагает все усилия, чтобы опубликовать максимально точные фактические данные и собственные оценки на основе данных, имеющихся в распоряжении компании на момент публикации материала. Директ ИНФО оставляет за собой право пересматривать представленную выше информацию. При использовании материалов, опубликованных в данном обзоре, ссылка на источник обязательна.


Ньюсмейкер: Директ ИНФО — 6 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...