25.04.2016 11:53
Новости.
Просмотров всего: 5868; сегодня: 2.

Мебельные центры и фабрики обложили данью

На рынке недвижимости снова появились «забавы» периода 90-х, когда становление правового государства проходило начальный период «дикой правовой системы». Скандалы с претензиями на собственность того или иного товарного знака, которое давно уже стало словосочетанием, используемым повсеместно, снова замелькали на страницах СМИ. На сей раз под ударом оказались сразу несколько торговых центров, а также мебельные фабрики.

Регистрация торговых марок, патентов, товарных знаков в период перехода от социализма к капитализму прошла этап превращения цивилизованной юридической процедуры в аппарат для наживы. Однако на заре «правового государства», когда бизнес только учился действовать «по закону», сам Закон также пытались поставить на службу «понятиям». В данном случае – построить бизнес на том, что в советское время регистрация товарных знаков осуществлялась крайне редко, а кража интеллектуальной собственности не случалась в силу отсутствия самой этой собственности. Переход же к частной собственности не только в материальной, но и в интеллектуальной сфере дал толчок и к изобретению «честных способов отъема денег» в этой сфере.

Схема проста. Берется любое слово, использующееся везде и всюду, оформляются права на него как на товарный знак, после чего подается иск к компаниям, которые это слово используют в своих названиях, рекламе, вывесках, слоганах… И это ничего, что данное слово или словосочетание придумано давным-давно и использовалось десятилетиями: после регистрации его в качестве товарного знака любой суд будет на стороне правообладателя. Естественно, что иски в суд новоявленный «владелец слова» подает не просто с требованием «прекратить незаконное использование его собственности», но и с требованием взыскания компенсации. Число нулей в оценке этого «ущерба» зависит обычно от успешности бизнеса ответчика и скромности (вернее – нескромности) так называемого «истца». А поскольку словосочетание общеупотребительное, то используют его великое множество компаний. А стало быть - можно спокойно «стричь купоны», как минимум, несколько лет.

Конечно, со временем законы совершенствовались, и подобные действия стали исключены. «Побочным явлением» стала невозможность зарегистрировать товарный знак и тем компаниям, которые испокон века его использовали. Так, в 2009 году ГК «Экоофис» подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Мебель России»: торговый центр с таким названием существует недалеко от станции метро Электрозаводская с 2003 года и известен на всю Москву. «Тогда мы получили официальный отказ на основании того Закона о товарных знаках. Нельзя зарегистрировать товарный знак, если слова не обладают «различительной способностью» (в данном случае – «мебель») или указывают на место производства («Россия»), - рассказывает собственник ГК «Экоофис» Андрей Ковалев. – К отказу отнеслись с пониманием. Действительно, «Мебель России» давно уже стало устойчивым словосочетанием: так называются не только торговые центры, но и выставки, оно часто используется для обозначения продукции «отечественного производителя». Кроме того, закон есть закон и его соблюдение обязательно для всех.»

Впрочем, в 2011 году заявка о регистрации товарного знака «Мебель России» была все же удовлетворена. Владельцем стала компания, которая, кроме названия, ничего потребителю не предлагала: ни производства, ни дизайна или хотя бы ремонта мебели. Зато название стало стабильным источником дохода для его собственников.

Три года назад по выигранным судебным искам к двум компаниям-владельцам одноименных ТЦ было получено полмиллиона. В конце 2015 года были поданы еще иски на общую сумму 4 млн 400 тысяч. Один – уже выигран, перспективы второго также очевидны.

Таким образом, маховик закрутился. Теперь компания может взимать деньги за использование этого словосочетания с большим размахом. С магазинов, которые хотят обратить внимание потребителей, что они продают мебель российского производства. С мебельных фабрик, которые опять-таки попытаются обозначить свой вклад в импортозамещение. С выставок, которые организуются для того, чтобы продвинуть отечественную продукцию.

С учетом того, какое количество компаний разного профиля используют это словосочетание, размах данного бизнеса исчисляется миллиардами. А российские предприятия получают очередные «палки в колеса», несмотря на все призывы к импортозамещению и помощи честным отечественным предпринимателям, которые столько раз звучали с самых высоких трибун.

А пока сами бизнесмены пытаются перевести конкурентную борьбу из юридической в рыночную плоскость. В частности, АО «Концерн «Мосмебельпром» (входит в группу компаний «Экоофис» известного певца и композитора Андрея Ковалева) подало в Палату по патентным спорам возражения о предоставлении правовой охраны товарному знаку «Мебель России». В ближайшее время планируется подача коллективного заявления в Федеральную антимонопольную службу от лиц, которым были направлены претензии о незаконном использовании товарного знака «Мебель России». Ведь по сути действия новоявленных владельцев данного сочетания слов – не что иное, как недобросовестная конкуренция, попытка вытеснить с рынка более успешных в бизнесе коллег, а также стремление обложить данью целую отрасль.


Ньюсмейкер: ГК Экоофис — 97 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...