Что ждет микрофинансовый рынок после пандемии. Наступит ли для МФО «золотое время», или компании перейдут к тактике ограничения выдач новых микрозаймов. Поразмышлять на эти темы мы попросили гендиректора МФК «МигКредит» Олега Гришина, который возглавляет одну из крупнейших компаний этой отрасли в России.
PlusWorld: Некоторые эксперты полагают, что после карантина для МФО наступит время подъема. Довод понятный: спрос резко вырастет из-за падения доходов населения и ужесточения условий по банковским кредитам. Вы согласны с таким прогнозом?
О. Гришин: У меня нет избыточного оптимизма. МФО являются неотъемлемой частью финансового рынка и действует по тем же законам, что и банковские институты. У нас с коммерческими банками очень похожие правила игры. МФО понимают, что не всем клиентам можно и нужно выдавать займы. Здесь речь идет не только о наращивании рисков, но и об ответственном кредитовании в целом.
Поэтому я не думаю, что после пандемии наступит «золотое время» для МФО. Конечно, клиентских обращений станет намного больше, но станет ли больше выдач? Это далеко не очевидно.
Мне представляется, что само по себе снижение доходов населения будет драйвить сегмент запросов на кредиты, но не сам рынок, потому что выдачи будут ограничены.
Решение о предоставление займа – это все-таки баланс риска и доходности. Поэтому «золотое время» для МФО – это очень относительное понятие. С точки зрения запросов – да. Но с точки зрения выдач и роста рынка как такового – то это не так.
PlusWorld: Предполагается, что многие компании не выдержат последствий пандемии и покинут рынок. Как вообще будет выглядеть посткарантинный рынок микрозаймов?
О. Гришин: Абсолютно согласен с тем, что многие компании не выдержат последствий пандемии и уйдут с рынка. Я думаю, что это затронет, прежде всего, небольшие МФО, которые работали в офлайне. Будет сложно выжить компаниям, у которых недостаточно ликвидности и нет капитала для формирования резервов под возможные потери, связанные с ростом неплатежей. Также покинут рынок нетехнологичные компании, которые работают на одном продукте.
Но это даже к лучшему, потому что рынок очистится, будет более структурировано предложение услуг, а у клиентов останется достаточно большой выбор, но при этом более качественный.
Сейчас рынок, на мой взгляд, перенасыщен маленькими игроками. Банки закрывают все потребности экономики силами 400 игроков, на микрофинансовом рынке, который меньше на два порядка, – их 1770. От сокращения рынка потребитель только выиграет, потому что не будет отвлекаться на какие-то некачественные сервисы и продукты.
Если говорить о количественных показателях, то мне представляется, что к концу 2020 года в реестре останется около 1000 компаний, при этом 20-30% из них будут представлять из себя своеобразных зомби, которые хоть и присутствуют в реестре, но фактический бизнес не ведут.
PlusWorld: Все ли МФО смогут удовлетворить нарастающий спрос на займы со стороны граждан?
О. Гришин: Далеко не все. Первая причина — это рост риска неплатежей, требующий ужесточения скоринговых моделей.
Второй аспект – это наличие ликвидности. Привлечение денег с рынка – опция, доступная далеко не для всех. И при этом за инвестиции тоже необходимо платить.
И третий аспект – это технологичность. После окончания карантина бизнес-процессы будут требовать качественного изменения. Особенно в части офлайн-историй. У людей уже вырабатывается привычка, у них формируется память удобства потребления в онлайн. Те, кто не сможет соответствовать требованию момента, вынуждены будут уйти с рынка.
PlusWorld: Пандемия, видимо, внесет коррективы в спор онлайна с офлайном. «МигКредит» — одна из немногих крупных компаний, которая работает по гибридной модели. Как изменится доля онлайн-сектора к концу года?
О. Гришин: В моем понимании, онлайн-сегмент сейчас не находится в более выигрышной ситуации в силу возрастающих рисков в дистанционных выдачах. Другой вопрос, что из-за пандемии и самоизоляции офлайн-сегмент испытывает трудности.
Я думаю, что в ближайшем будущем нас ждет серьезная модификация офлайна, потому что не все продукты можно перевести в онлайн. Даже у виртуального Тинькофф-банка есть свои банкоматы, а это все равно офлайновая сетка.
В любом случае и у МФО будет свой офлайновый инструментарий, и этот инструментарий, безусловно, адаптируется и будет выполнять другие функции, чем до кризиса. Например, к функции идентификации клиентов добавятся консультации при внедрении новых, более сложных продуктов.
Если говорить о посткризисном времени, то к концу года мы увидим некий откат онлайна. Баланс будет смещаться в сторону офлайна – через собственные офисы или через партнерские сети. Структура потребления, безусловно, изменится, но нельзя забывать, что сейчас перекос в сторону онлайна носит вынужденный характер. Посткарантинная коррекция обязательно наступит.
PlusWorld: А если посмотреть на кредитные продукты, что выстрелит после пандемии – короткие «займы до зарплаты» PDL или среднесрочные потребительские ссуды Installment?
О. Гришин: Я считаю, что Installment займы восстановятся быстрее, потому что у клиентов есть насущная потребность в деньгах. В том числе в более крупных чеках, нежели 10-15 тыс. рублей, которые предполагают «займы до зарплаты». На лечение, хозяйственные нужды, ремонты, на крупные бытовые покупки. Сегодня люди из-за самоизоляции вынуждены себе во многом отказывать, но рынок потребления никуда не ушел, и его драйвят совсем другие чеки – свыше 20-30 тыс. рублей.
Это первая причина.
Второй аргумент, людям, которые восстанавливаются после карантина, важно, чтобы на обслуживание займа уходила небольшая часть бюджета, а для этого нужна пролонгация во времени.
Вообще экономика потребления требует некоего графика выполнения финансовых обязательств. Поэтому первым будет восстанавливаться рынок покупки недвижимости у которого аннуитетный график платежей, потребительские займы – это крупные чеки, рынок чуть меньших чеков – это Installment и только потом речь пойдет о PDL, как о рынке быстрых займов здесь и сейчас.
PlusWorld: На ваш взгляд, нужно ли к микрофинансовому сектору применять принцип системообразуемости, как в банковском секторе, и механизм подпитки МФО ликвидностью при необходимости?
О. Гришин: Я считаю, что это вопрос уже давно созрел и требует своего решения. И не только с точки зрения возможной подпитки ликвидностью.
Ведущие игроки микрофинансового рынка, которые, по сути, являются финтех компаниями, обладают достаточной компетенцией и также могли бы принять участие в антикризисной поддержке предприятий малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей российской экономики за счет льготных микрозаймов.
МФО являются вполне легальными участниками финансового рынка и находятся под жестким контролем ЦБ, как и банки. Признание их системообразующими позволит включиться в выполнение государственных задач, скажем, через определенные механизмы финансировать зарплатные потребности МСБ. Сейчас им невозможно взять кредиты на эти цели в банках. Там стоит очередь из крупных компаний, пробиться МСБ в этих условиях практически нереально. А МФО могли бы стать проводниками решения таких задач на уровне государства в целом, что содействовало бы скорейшему восстановлению экономики после пандемии.
PlusWorld: Кризис – это всегда не только время испытаний, но и возможностей. Какие возможности открываются перед МФО?
О. Гришин: На мой взгляд, рынок привык за время пандемии к потреблению в онлайне. В этом смысле открывается возможность предлагать больше сервисов, связанных именно с дистанционными каналами.
Необязательно это будут выдача и погашение займов. Появится более широкая линейка сервисов: получение консультаций через ботов, возможность подачи заявлений на досрочное погашение, на получение тех или иных справок, на переход от одного продукта к другому.
Уже сейчас на своем опыте мы видим, что клиенты с удовольствием воспринимают внедрение дистанционных услуг, например, SMS-сервисы, чатботы на линии обслуживания — так людям удобнее взаимодействовать с компанией.
Уверен, что уже в ближайшее время появятся телефонные роботы, которые будут в очень человеческом формате оказывать поддержку клиенту по простым, а потом и более сложным сервисам и услугам, давать развернутую консультацию по продуктам и их активации.
По материалам PlusWorld.