По оценкам Исследовательского института PwC по проблемам здравоохранения (PwC’s Healthcare Research Institute), в период с 2010 по 2020 год затраты на здравоохранение в странах ОЭСР и БРИК вырастут на 50% и составят в совокупности 71 триллион долларов. Расходы на здравоохранение будут расти быстрее, чем ВВП, увеличивая дефицит местных бюджетов. Правительствам придется обращаться к частному сектору с целью эффективного расходования денег налогоплательщиков.
В новом отчете PwC «Строить и развивать: революция и эволюция ГЧП в области здравоохранения» (Build and Beyond: The (r)evolution of healthcare PPPs) отмечается, что государственно-частные партнерства (ГЧП) представляют собой новую модель финансирования и управления отраслью здравоохранения во всем мире, и могут создать международный рынок для частных компаний и инвесторов с потенциалом, исчисляющимся многими триллионами долларов, а также позволяют снизить нагрузку на налогоплательщиков и повысить качество систем здравоохранения.
В отчете PwC приводятся свидетельства возрастающего интереса к ГЧП, работающим в области здравоохранения, со стороны международных инвесторов и готовности рынка к стремительному росту в течение ближайших нескольких лет. Конкуренция за частный капитал заставила правительства стран Европы, Азии, Африки и Юго-Восточной Азии создавать специальные ведомства по вопросам ГЧП, поручать им разработку рекомендаций по политике в отношении ГЧП, совершенствовать процедуры закупки и заключать договоры на оказание услуг.
Дэвид Леви, доктор медицинских наук, руководитель международной практики PwC по оказанию консультационных услуг предприятиям отрасли здравоохранения, отметил:
«Государственное финансирование инновационной деятельности в частном секторе – это взаимовыгодная ситуация для государства, частного бизнеса и пациентов. ГЧП создают возможности для повышения доступности и качества медицинской помощи, снижения расходов на здравоохранение и распределения ответственности за работу систем здравоохранения между различными группами участников, у которых раньше не было достаточной мотивации, чтобы работать вместе для достижения общей цели…».
Схема ГЧП особенно привлекательна для государственных органов, занимающихся вопросами медицинского обслуживания категорий граждан, нуждающихся в дорогостоящих медицинских услугах или не получивших необходимого медицинского обслуживания (например, в рамках Medicaid – американской государственной программы медицинской помощи неимущим), граждан, проживающих в местах, не охваченных в полной мере первичным медицинским обслуживанием, пациентов с такими заболеваниями, как СПИД или рак.
Алина Лаврентьева, к.э.н., партнер, руководитель практики по оказанию консультационных услуг предприятиям фармацевтического сектора и отрасли здравоохранения, сказала:
«ГЧП трансформируют сложившееся представление о том, что частное здравоохранение существует для богатых, а государственное здравоохранение – для бедных. ГЧП не создают и не обостряют неравенство в области здравоохранения. Напротив, они могут сделать медицинское обслуживание доступным для всех слоев населения. Залогом успеха ГЧП на пути от создания инфраструктуры к оказанию медицинских услуг на долгосрочной основе будет заключение договоров, в которых будут четко сформулированы задачи деятельности, направленной на обеспечение высокого качества и результативности мероприятий по охране здоровья. Успех также будет зависеть от создания национальной политики в области здравоохранения, которая позволит эффективно работать органам местного самоуправления, и от уровня представителей частного сектора, которые будут вовлечены в совместную деятельность».
Проанализировав тенденции в области расходов на здравоохранение, а также прогнозируемые расходы по странам, специалисты PwC пришли к следующим выводам:
• К 2020 году расходы стран ОЭСР и БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая) на создание инфраструктуры здравоохранения могут вырасти до 397 миллиардов долларов в год. Сегодня их сумма составляет 263 миллиарда долларов в год. Однако основная часть расходов, в которой будет участвовать частный сектор, не будет связана с инфраструктурой и, предположительно, составит более 7,5 триллиона долларов в год. В 2010 году сумма этих расходов составляла 5 триллионов долларов.
• В период с 2010 по 2020 годы совокупный объем затрат на инфраструктуру здравоохранения в странах ОЭСР и БРИК составит 3,6 триллиона долларов, а их затраты на здравоохранение, не связанные с инфраструктурой, составят 68,1 триллиона долларов.
• В США расходы на здравоохранение составляют примерно половину всех расходов стран ОЭСР, но рост этих расходов достигнет наибольших показателей не в США, а в других странах. Согласно прогнозам PwC, странами, в которых ожидается наибольший рост объема расходов на здравоохранение в период с 2010 по 2020 годы, станут Китай (рост на 166 процентов) и Индия (на 140 процентов).
• В странах ОЭСР объем расходов на здравоохранение в процентном отношении к ВВП увеличится до 14,4 процента к 2020 г. В 2010 г. он составил 9,9 процента. В странах БРИК объем расходов на здравоохранение в процентном отношении к ВВП предположительно возрастет до 6,2 процента в 2020 г. по сравнению с 5,4 процента в 2010 г., так как экономика этих стран развивается, и они работают над совершенствованием своих систем здравоохранения. Рост фактического объема расходов составит в течение десятилетия 117 процентов. Китай возглавит список стран с наибольшим ростом объемов расходов.
Доктор Леви отметил:
«Ни в одной стране мира здравоохранение не финансируется государством в полном объеме. Каждая страна стремится к оптимальному сочетанию государственных и частных источников финансирования и имеет различные основания для использования модели ГЧП, будь то распределение рисков, расширение мощностей и доступа, повышение эффективности или ускоренное внедрение инноваций. Опыт PwC свидетельствует о том, что ГЧП в области здравоохранения являются примером успешной экономической модели, которая используется на пространстве от Нью-Йорка до Нью-Дели, от Испании до Сингапура и от Монреаля до Мюнхена».
КОНЕЦ
Примечания для редакторов:
1. Полную версию отчета PwC можно скачать по адресу www.pwc.com/healthppp.
2. PwC в России (www.pwc.ru) предоставляет услуги в области аудита и бизнес-консультирования, а также налоговые и юридические услуги компаниям разных отраслей. В офисах PwC в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Южно-Сахалинске и Владикавказе работают более 2 000 специалистов. Мы используем свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.
3. Бренд PwC объединяет фирмы, входящие в глобальную сеть фирм PricewaterhouseCoopers International Limited (PwCIL). Глобальная сеть объединяет более 161 000 сотрудников в 154 странах. Каждая фирма сети является самостоятельным юридическим лицом и не выступает в качестве агента PwCIL или любой другой фирмы сети. PwCIL не оказывает услуги клиентам. PwCIL не несет ответственность за действия или бездействие любой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения, высказываемые фирмами сети, и не может никаким образом связать их каким-либо обязательством. Ни одна из фирм сети не несет ответственность за действия или бездействие любой другой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения другой фирмы и не может никаким образом связать другую фирму сети или PwCIL каким-либо обязательством.
"PwC в России" означает фирмы сети PwCIL, осуществляющие деятельность в России.